Главная » О нас » Живая музыка на свадьбу » Музыканты на свадьбу

Музыканты на свадьбу

Свадебные музыканты появились в России задолго до X века, ознаменовавшее Крещение Руси, ставшим началом официальной истории Русской церкви, а значит официальных свадеб и регистрации браков, кои записывались наряду с родившимися младенцами в церковной книге. С началом христианства игра на музыкальных инструментах была осуждена церковью, считающей ее наследием язычества.  Однако, как жить без музыки, без музыкантов на свадьбу, праздник люди естественно не знали и не понимали. В этом кратком обзоре об истории музыкантов на свадьбе, речь пойдет не о языческих обрядах, и не о гонениях церкви на скоморохов и артистов, конечно же, а об эволюции культуры музыки на частных торжествах.  Кратко и обо всем порядку.

Часть первая. Инструменты музыкантов на празднике и свадьбе.

Небольшое отступление. Музыканты на свадьбу, в начале X века относились к странствующим по Руси актерам, так называемым «веселым людям» выступающих перед аудиторией: певцами и дрессировщиками, плясунами, акробатами и острословами. Более понятным словом, объединяющим так сказать, можно именовать и это будет правильно Скоморохи. Словарь Даля говорит о скоморохах так:  «музыкант, сопелыцик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий пляской, песнями, шутками и фокусами;… шут и прочее». Как вы уже поняли, в арсенале музыкантов на свадьбу были всевозможные инструменты. Давайте уже поговорим о них.

Начнем с перечня и спецификации музыкальных инструментов, которые достались музыкантам на свадьбу от наследия язычества. Из русских былин известно следующее: наиболее распространённым  музыкальным инструментом был – гудок: смычковый инструмент – «род трехструнной скрипки». «Пришли» смычковые инструменты на Русь из Азии транзитом в Европу через Византию.  Подтверждением тому фрески Софийского собора в Киеве.  Византийские мастера, расписывая в XI веке собор, изобразили на фресках музыканта  со смычковым инструментом, формой корпуса напоминающим примитивную виолу.  Несмотря на то, что форма «русской скрипки» была без обечаек - выемок по бокам, держали гудок музыканты на свадьбах вертикально, как современную виолончель. И такому положению инструмента есть резонное объяснение. Виолы, а позже виолончели с вырезанными по бокам инструмента выемками – обечайками,  получили большее распространение в Европе. Домры, а позже Балалайки - в России и Азии. И вот почему:  в Европе музыканты, зарабатывая игрой на площадях, на свадьбах и городских праздниках играли, как правило, стоя и помимо исполнения музыки работая еще, как и актеры. На Руси музыканты выступали в трактирах.

На Востоке музыку можно было услышать в чайханах, или при трапезах. Играли музыканты, в помещениях  усаживаясь на лавку или коврик, что имело следствием способ держания инструмента, упирая его в колени.
Следующим музыкальным инструментом популярным у музыкантов на свадьбах была Свирель . Свирель или еще она именовалась как сопель – духовой инструмент, изготавливалась из мягких пород деревьев, следующим образом: срезалась деревянная трубка, из нее вырезалась сердцевина, проделывались 3-5 отверстий и полый конец трубки зажимался тростью. На свирелях исполнялись нехитрые музыкальные партии.

Помимо сопели, музыканты на празднике, свадьбе использовали волынки и козицы - духовой язычковый инструмент, снабженный мехом для нагнетания воздуха и завершающегося козлиной головой.

Ритмическим инструментом музыкантов на свадебных торжествах была Трещотка. Трещотка представляла собой  18 — 20 тонких дубовых дощечек длиной до 18 см соединенных между собой бечевкой. Трещотки часто использовались музыкантами в свадебном обряде при исполнении величальных песен с плясовой. «Хоровое исполнение величальной песни сопровождалось игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более десяти человек музыкантов на свадьбе. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. – Энциклопед. словарь Брокгауза и Ефрона.

 

Самым народным музыкальным инструментом была Домра - русский народный щипковый инструмент.  В средневековой Руси домра была основным инструментом свадебных музыкантов и актёров-скоморохов.  Домра - прародительница балалайки. Балалайка появилась позже, в XI-XII веках, когда на скоморохов начались гонения, и вместе с уличными музыкантами уничтожались и их инструменты.

С караванами восточных купцов на Русь попала Лю́тня. Лютня, один из самых старинных музыкальных инструментов музыкантов на праздник, свадьбу  или городской праздник. На грифе Лютни располагались сделанные из кости лады, корпус ее был благородной овальной формы. Скорее всего, первые лютнисты были выходцами из Западной Африки  и Средиземноморья. Лютня прижилась на Руси. Доказательством тому фрески Софийского собора в Киеве, где изображены музыканты с лютней и гуслями.

Гусли один из наиболее распространенных музыкальных инструментов – дитё древнегреческой кифары, разновидностью которых стали арфа и лира. На гуслях можно остановиться немного подробней. По данным Википедии

«Гусли, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у других славянских народов: гусле — у сербов, guzla — у хорватов, gosle — у словенов, guslić — у поляков. Однако многие из них в отличие от русских гуслей — инструменты смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса)».

На гуслях играют сидя или стоя. Ставят на колени, наклонив к корпусу. Насчитывается более пяти разновидностей гуслей: крыловидные, столвидные, звончатые, шлемовидные, лировидные. Репертуар гусляров был разнообразен. Из тех же басен мы знаем следующее: гусли служили аккомпанементом вокалистам, танцорам и как говориться в древних сказаниях «под драку».

Еще одним музыкальным инструментом музыкантов на праздниках, свадьбе и торжествах был Варган.  Варга́н  относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам. Играют на варгане так: варган прижимают к губам, и ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения. Варган был самым распространенным инструментом у простолюдин. Некоторые музыковеды считают его прародителем губной гармоники.

Как было упомянуто ранее, начиная с XI века христианская церковь начала гонения на музыкантов и скоморохов, обличающих общественный строй в своих скоморошинах.  Свадебные музыканты лишенные прежнего арсенала инструментов приходили на торжества только с трубами и литаврами. Такое музыкальное сопровождение свадьбы всех устраивало. А главное не нарушало закона.  Спустя семь веков, на русские свадьбы вновь вернуться народные инструменты. Они видоизменятся. И измениться гармония и звучание. Гармонь, баян, балалайка, французская шарманка,  литавры и бубен буду звучать на селе. В городских уделах и помещичьих усадьбах приоритет будет отдан клавесинам с инструментам. В следующем нашем разделе мы поговорим о нотной грамоте, и узнаем, с чего начинали читать ноты музыканты на свадьбе. 

Живая музыка

В данной части мы расскажем вам о живой музыке. Определение живой музыки расплывчато. В нашем понимании, музыка, в независимости от жанра, сохраняет свою жизнь на годы, поколения и века, если она сохранена записью нотной грамотой, известной любому музыканту на любом из пяти континентов нашей планеты. Благодаря нотам, музыка оживает в руках исполнителя. Благодаря нотам музыка продолжает жизнь такой, какой ее создал автор. Какой он увидел ее. Такой, какой записал. Да, речь в этой части повествования пойдет  о нотах, благодаря которым сегодня оживают мелодии и песни, написанные еще на рубеже IX и X веков, - периода зарождения нотной грамоты. Нотная грамота стала последовательным событием после зарождения на Руси азбуки и письменности.  Но прежде чем живая музыка и музыкальные группы, займет в нашем повествовании главную тему, мы на минутку отступим на один век назад, вспомнив об истории письменности на Руси.

История книги начинается на Руси с первых русских Новгородских берестяных грамот. Доподлинно известно, что в 863 году была изобретена славянская азбука Константина (827-869) (его монашеское имя Кирилл), и Мефодия (815-885). А первая официальная книга, написанная на Руси - Остромирово Евангелие.

 Второй древнерусской книгой стал Изборник Святослава 1073 года. Над ним велась работа еще при Великом русском князе Изяславе Ярославиче, а после его смерти книгу переадресовали брату Святославу, ставшему в 1073 г.  Великим князем. Изборник Святослава одна из самых объемных древнерусских книг - памятник книжного искусства.

С первыми книгами на Руси появилась и нотная грамота. Понятно, что до возникновения письменности музыку не записывали – играли так: передавая мелодику, ритм и смысл друг другу по памяти. Если вы хоть раз брали в руки музыкальный инструмент и пробовали исполнять какую-либо песню там или мелодию, то сразу же вспомните, что придавали живому звучанию музыки собственное отношение. И аккорды подбирали подходящие вашей тональности исполнения и мелодику создавали на свой лад. Вот так и в IX - X веках живая музыка исполнялась из года в год из десятилетия в столетия от одного исполнителя к другому и по-разному. Да, порой, теряя и изначальный смысл и, конечно же, мелодику. Конечно же, люди искали способ записывать музыку так, чтобы она носила авторский подчерк. 

Нотная грамота пришла на Русь из Римской католической церкви. Возникла музыкальная грамота в соборах и монастырях от пения церковных служб.  Начинали записывать живую музыку первобытным способом – точками, линиями наклона  обозначающим повышение или понижение голоса. Но время шло и уже к 900 году нашей эры, монах Гвидо д Аренццо изобрел нотный стан, состоящий из четырех линий. Эти четыре линии дали возможность присвоить нотам их длительность: целые ноты, половинки, чертвертушки, восьмые  и так далее... Ноты нужно было как-то назвать.  Звуки естественно были разными и дабы запоминать их Гвидо велел ученикам-хористам разучить сочиненную им мелодию, в которой каждая последующая стихотворная строчка начиналась на ступень выше предыдущей. Каждый первый слог новой строчки стал названием новой ноты.
Вот так живая музыка обрела на земле международный язык нот, от ноты до - до ноты си, который понимают все музыканты мира.

Но вернемся на землю нашу обетованную. Как мы уже говорили впервой части, в X веке официальная музыка на Руси имела исключительное отношение церкви. В то период закладывались богословские, философские, эстетические основы русской музыкальной культуры. Достоверные сведения о музыкальной культуре этого времени скудны. Певческие рукописи погибли во время пожаров и войн. А те рукописи, что остались не поддаются расшифровке. Ученые пытаясь понять принципы церковного песнопения и установить основу нотации того периода сходятся пока в одном. Основными источниками познания музыкальной грамоты подвластные изучению могут быть церковные певческие книги. 

Живая музыка того периода - певческая книга – сборник содержащий церковные песнопения. Певческие книги предназначены в основном для пения на клиросе. Песнопения группировались по признаку жанра или по календарному признаку.  Над рукописями церковных песнопений трудились переписчики – знатоки церковного пения. Каждый переписчик был сотворцом песнопений, он вносил в напев изменения в соответствии со своим пониманием пения и жизни, со своим вкусом. Основными центрами книгописания, в том числе и музыкального, в древнейший период были Киев и Новгород. Исторические источники указывают прежде всего на Киев как центр древнерусского певческого искусства, однако в сохранившихся памятниках новгородская традиция представлена ярче и разнообразнее.  (по материалам http://www.krasnickij.ru/forum/56-1358-1)

Какой же нотацией пользовались переписчики песнопений? Дело в том, что в певчиских рукописях нот то и нет! Песнопения записаны знаками, называемыми в Европе невмами, а в России – знаменами или крюками. Знамена и крюки вписывались над строкой текста над каждым его слогом. На Руси нотаций было две: знаменная и кондакарная.

Кондакарная нотация использовалась почти исключительно в кондакарях. Знаменная нотация получила свое название от слова “знамя”, что значит “знак”. Ее источников сохранилось больше, с небольшими изменениями она дожила до XVIII века, а у старообрядцев – и до наших дней. Вот такая она живая музыка.

В конце XVI на Русь пришла четырех строчная нотная грамота Гвидо д Аренццо. Об этом мы уже писали выше.

Целых 100 лет понадобилось утвердить миру современную пяти линейную нотацию. Выражалась она следующим образом. До конца XVII в. для записи музыки применялись особые системы письма — табулатуры.

Табулатуры  представляли наглядные схемы, из буквенных или цифровых обозначений высоты звука, так же дополнительных знаков, уточнявших ритм. По внешнему виду схемы были разнообразны. Они отражали особенности и специфику того музыкального инструмента, для которого предназначались. Табулатуры отличались также по условным обозначениям: буквам, цифрам, ритмическим знакам и их комбинациям.

Вот так, двигаясь вперед и вперед, музыканты записывали свои произведения, позволяя потомкам через много-много лет оживить поколениям задуманное и сотворенное ими.